ТЮГАЕВА Олеся, ученица 11 класса, МОУСОШ с. Воскресеновка Пензенский район
Сочинение, посвященное Дню славянской письменности и культуры
Кирилл и Мефодий,
первоучители славянские.
«Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие».
Каждому русскому
человеку, как и вообще каждому славянину, одинаково дорого и священно имя
славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия.
Эти просветители
стали составителями славянской грамоты. Новым письменам было вверено слово Евангельское, ими были переданы
молитвы богослужения. И благодаря святым
Кириллу и Мефодию славяне стали слышать
на родном языке слово Господа и смогли также достойно славословить Его.
Это есть две необходимые потребности благочестия, без удовлетворения которых
нет живого христианства.
Призванные
трудиться для крещенных в веру Православную, святые Кирилл и Мефодий
своей ревностью, своей проповедью, своим чинным богослужением привлекали к себе и
множество неверующих во Христа славян. Многих из них крестили святые братья
в Моравии и соседних с ней областях; святой Мефодий проповедовал Евангелие в земле
Чешской и крестил святую княгиню Людмилу. Пример равноапостольных братьев и труды их в переводе
священных книг облегчили успехи проповеди христианства среди славян и в последующие
времена. Восточным и южным славянам не навязывалась латинская литургия, как это было
со стороны немецких проповедников в Поморье. И везде, где разумно предлагалась проповедь на родном языке, славяне
свободно покорялись христианству, принимая вместе с ним и письменность.
Вводя у славянских
народов слово Божие и литургию на общепонятном языке, святые
просветители Кирилл и Мефодий решили вопрос о нашем Православии и о
будущем славянских народов. В те годы уже разгорался спор между Восточной
и Западной Церквами, возбужденный притязаниями властолюбия и своелюбия римских первосвятителей.
Святой Кирилл был учеником блаженного Патриарха Фотия,
вставшего на защиту Православия и Православной Восточной Церкви. Действуя на
территории, независимой от Константинопольского Патриархата, но примыкающей к
Римскому престолу, славянские
просветители должны были соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не вооружить против себя власть Рима в ущерб
отеческому Православию.
На земле славянской
возгорелся божественный огонь святой Христовой веры. И если обратить внимание на первоначальные памятники
древней славянской письменности, то видно,
как в них полагалось начало богословскому
и философскому языку – основам того положительного знания, которым впоследствии так прославилась
славянская ученость. Постепенно начинали вырабатываться теперь
установившиеся термины для предметов
отвлеченных, прежде принятия христианства славянам неизвестных.
Создателей
славянской азбуки братьев Кирилла и Мефодия по праву называют
первоучителями и апостолами. Они не только положили начало широкому развитию
славянской письменности и перевели с греческого языка немало книг, но и
способствовали тому, чтобы недавно крестившиеся народы яснее услышали
«глаголы жизни вечной», почувствовали вселенское дыхание христианства. Не
случайно и православная, и католическая церковь причислила их к лику святых. Благодаря
ним славяне стали слышать на родном
языке слово Господа и смогли также достойно славословить Его.