ТАНКОВИЧ Елена, 11А класс, МОУ СОШ №9 имирилла и Мефодия

 

Школа духовной культуры

 

Святая Русь

 

Смутное время переживает сейчас Россия. И переживает его не в первый раз. Помните пушкинское: « Крамол и смут во дни кровавы»? Что-то происходит в общественной, политической и в хозяйственной жизни нашей Родины. Когда скрепы столетиями заведенного уклада расходятся, наступает эпоха распада, бесчиния, беспутства. Одним словом, смута... Это время, когда, по выражению классика, «все позволено» – разрушать государство, нарушать законы, притеснять и убивать людей, уничтожать духовные и материальные ценности, веками создававшиеся предшествовавшими поколениями... События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков. Они не осушали болота, которые не дают промерзнуть земле. Не вырубали леса так варварски, как мы, хотя рубили, пожалуй, не меньше. Не перекрывали реки, а, как в древнем Египте, делали отводы, если возникала нужда... Общество все больше и больше втягивается в смуту, привыкает к ней, и любые «спасительные» рецепты политиков для лечения государственной болезни оказываются напрасными. Но самое страшное в этом всеобщем разладе – опустошение и гибель человеческой души. Наша культура, наш быт утратили многие традиции.

Что же делать, куда направиться за спасением?

На протяжении тысячи лет русские люди передавали из поколения в поколение православную веру, они обращались ко Христу в беде и счастии, в радости и печали, Бог был единственным спасением и утешением несчастных, униженных, растоптанных, одиноких... Но наших людей заставили насильно расстаться с верой. И люди, потеряв не только духовность, но и совесть, пытаясь стереть след Бога на земле, уничтожали и закрывали прекрасные храмы, подобных которым не было ни в одной стране мира...

С чего началось нравственное падение нашего простого человека и сказано, и написано немало. Я думаю, с того момента, когда перестали бояться греха и решили, что все можно. «Если Бога нет, то все позволено», – говорит Ф.М.Достоевский в «Братьях Карамазовых».

Государственное дело имеет прямое отношение к духовной жизни человека и народа. Русский народ, образовавший из себя соборное целое, имеющий свою тысячелетнюю историю и культуру, свое религиозное призвание, носит в себе живую силу, которая созидает государственный организм и вдыхает в него единую душу. Эта великая сила духовного созидания именуется православной верой и святынями народными. Поэтому не всеисцеляющие рецепты заокеанских кудесников и чародеев спасут нас, а только лишь благодатное просвещение душ светом Христовой Истины.

Если в сердце нет святыни, в нем поселяется мерзость запустения. Это трагедия людей и целых поколений. Мы должны, прежде всего, сами обрести святыню, с тем, чтобы передать ее нашим детям, молодежи, тогда жизненный путь их будет озарен подлинным смыслом жизни. Новое поколение должно приходить не для того, чтобы опрокинуть существующую традицию, а чтобы в нее вписаться. Важно помочь в этом людям, помочь проникнуться уважением к исторической судьбе своей Родины. Как писал великий русский педагог К.Д.Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает родной очаг и родную землю – Отечество, то есть землю своих отцов. Родной очаг и Отечество не выбирают и не ищут, они даются судьбой. Их, как и родителей, любят не за то, что они самые лучшие, а за то, что это единственные родные для тебя места на земле. Не случайно есть еще одно название Отечества – Родина-мать. Знать свое Отечество также естественно, как знать свою семью и свой народ.

Многие народы находят для своего Отечества какие-то очень значимые и точные словесные определения-образы. Итальянцы называют свою Родину «солнечной», французы говорят о «прекрасной Франции», немцы – об «ученой Германии». Наши же предки именовали свое Отечество Святой Русью. Что же стоит за столь возвышенными словами?

Прежде всего, отметим, что наши предки прекрасно понимали, что реальная жизнь во все времена далека от святости. В ней много темных сторон: обмана, насилия, корысти, гордыни и себялюбия. Одним словом, в ней много греха. Поэтому в словах «Святая Русь» высказана не оценка жизненной действительности, а стремление Руси к земному устроению, основанному на христианских добродетелях. Жить по правде и в согласии с совестью, быть милосердными и терпеливыми, кроткими и верными, иметь силу покаяться в грехе и не помнить зла – эти и другие добродетели принимались как высшие нормы жизни. Отечество наше веками было и, я думаю, будет самым крупным в мире православным государством и единственным православным царством, если каждый человек в нем будет жить по совести, поступать по справедливости, делать добро всем без исключения, показывать, что можно жить иначе.