Собор св. Климента упоминался с конца IV
века, и с археологической точки зрения – это одно из самых замечательных зданий в
Риме. Собор оказался почти
погребенным под развалинами и пеплом пожара после набега норманнов. Потом сверху было надстроено новое
здание. В прошлом веке были проведены раскопки, и под землей открылись
остатки античной базилики. Если спускаться
из ризницы собора в нижнюю церковь, то можно увидеть там сохранившиеся древние фрески и останки святого Кирилла, погребенного
здесь в 869 году по обряду, равному папскому.
В последних словах
перед смертью Константин брал с брата Мефодия обещание продолжать начатое дело:
"Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду.
Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору.
После смерти брата Мефодий некоторое время продолжал его работу в Паннонии. Вскоре, в связи с признанием в Болгарии
византийской разновидности христианства,
папа, стремясь укрепиться в Паннонии и в Моравии, учредил здесь особую славянскую епископию, назначив епископом авторитетного среди славян Мефодия.
Однако по приказу ряда немецких
епископов Мефодий был схвачен, посажен в тюрьму в
Баварии или Швабии, где просидел в течение двух с половиной лет.
Мефодий вернулся в
Моравию, сохраняя чин епископа. Здесь он жил с 873 г., продолжая свою
деятельность до 885 г, до самой кончины.
Впрочем, в Моравии и
в отколовшейся от нее в 895 г. Чехии славянская письменность не совсем
прекратилась. Нам известны, хотя и очень немногочисленные, старославянские
памятники, написанные здесь в X и даже в XI вв. (Киевские листки, Пражские отрывки и некоторые
другие). Все эти памятники написаны глаголицей.
Ученики Мефодия,
изгнанные из Моравии, отправились частью на юг – к хорватам, где в это время складывалось независимое славянское государство,
частью на юго-восток – к болгарам и македонцам. Там они и продолжили дело
славянской книжности.
Особенно
благоприятные условия для развития славянской письменности складываются на
юго-востоке. В Македонии создается ряд рукописей, продолжающих традиции
кирилло-мефодиевских переводов (так называемая Охридская
школа). Из числа работавших здесь писателей наиболее известен Климент,
один из талантливейших учеников Мефодия.
На востоке Болгарии центром
старославянской книжности становится Преслав – столица
Болгарии в период правления царя Симеона (893-927 гг.),
покровительствовавшего развитию славянской письменности. Из круга писателей симеоновского
периода, который иногда называют «золотым веком» старославянской письменности, наиболее известен экзарх болгарский Иоанн, перу которого принадлежит ряд
произведений. В Болгарии работал и черноризец Храбр, автор широко известного
произведения "О письменах",
где рассказывается о начале славянской письменности.
Известные нам
произведения преславских книжников написаны так
называемой кириллицей. Академик Б.А. Рыбаков в 1963 г. лаконично и четко охарактеризовал
значение деятельности "великих славянских просветителей братьев Кирилла
и Мефодия":
"Заслуги Кирилла
и Мефодия в истории культуры огромны. Во-первых,
Кирилл, отправившись с братом в 863 году в миссионерское путешествие в Моравию, разработал
первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию
славянской письменности. Во-вторых, Кирилл и Мефодий
перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования
старославянского литературного языка и славянского книжного дела. Есть сведения, что
Кириллом были созданы, кроме того, и оригинальные произведения. В-третьих, Кирилл и Мефодий в течение долгих лет проводили среди западных и южных
славян большую просветительную работу и сильно способствовали распространению
грамотности у этих народов. В продолжение всей их деятельности в Моравии и Паннонии Кирилл и Мефодий вели,
кроме того, самоотверженную непрестанную борьбу против попыток немецко-католического
духовенства запретить славянскую азбуку и книги". К этому я бы добавил и, в-четвертых: Кирилл и Мефодий были основоположниками первого литературно-письменного
языка славян – старославянского языка, который в свою очередь явился своеобразным
катализатором для создания древнерусского литературного языка, древнеболгарского и
литературных языков других славянских народов.