С этой точки зрения
не важно, крестил ли, как полагают некоторые, святой Кирилл Оскольда
и Дира (и было ли это первым крещением Руси?), куда ездил он после
Крыма – в Хазарию или Киев? Несомненно одно: кроме миссии просвещения, он выполнял в
Херсонесе миссию политическую – ознакомления
с возможностью создания единого византийско-славянского блока посредством
обращения славян в православную веру и создания с помощью единого алфавита Славянской Православной
Церкви, подчиненной Византии. Вот что
писал об этом академик С.Ф. Платонов: «Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники
– любители просвещения, собиравшие и переписывающие книги. Митрополит и
духовенство в целом управляли и судили подчиненных им людей так, как это
делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов Номоканона, получившего на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике
заключались церковные правила
Апостольские и вселенских соборов, также законы православных византийских императоров. Церкви принадлежали
земли, на которых духовенство и
монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие
юридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции».
В Константинополе
Константин начал работу по составлению славянской азбуки и переводу богослужебных
книг на язык славян. По единодушному свидетельству всех "Житий", эта
работа была начата до прибытия посольства из Моравии. Сообщение это
правдоподобно, так как за короткое время между назначением Константина главою
миссии и отъездом в Моравию почти невозможно было составить столь совершенную,
хорошо приспособленную
к особенностям славянской речи азбуку, какой является старославянская, и перевести
несколько книг. Узнав во время путешествия, что в христианских церквах Востока,
существует служба на собственном народном, а не на греческом или латинском
языке, братья решили установить подобный порядок и в богослужении славян.
Очень вероятно, что в
Моравии слышали об успешной миссионерской деятельности Константина и рассчитывали именно
на него. Во всяком случае,
на созванном по прибытии моравского посольства совете, выслушав просьбу князя
Ростислава «прислать в Великую Моравию епископа и учителя, ... чтобы он на языке нашем изложил правую
христианскую веру», император Михаил счел, что просьбу послов никто не
исполнит лучше, чем Константин-Философ.
Легенда гласит, что
Константин на речь императора ответил следующее: "Немощен я телом и болен. Но
с радостью пойду в моравскую землю, если только они имеют азбуку своего языка. Ибо
просвещение народа без письмен его языка подобно попыткам писать на воде".
Таким образом, учителем, сложившим славянскую письменность, основавшим книжную культуру и
образованность славян и выполнившим эту уникальную и ответственную миссию, стал
Константин. Как говорится в его "Житии", он "сложил
письмена и начал писати беседу евангельскую: "Вначале было
Слово, и
Слово было у Бога, и Слово было Бог". А дальше рассказывается, что этот дар был
"ценнее и больше всего серебра, и золота, и драгоценных камней, и всего
преходящего богатства". Не позднее 863 года миссия Константина и Мефодия отправилась в Моравию.
За время моравского служения
братья перевели из Священного Писания тексты, которые необходимы были для литургии,
– византийскую Псалтирь, Евангелие и Апостол в краткой форме. В Моравии они
пробыли три года, уча славян грамоте и переводя священные книги. По-славянски был сделан полный
богослужебный чин: "И вскоре перевел весь церковный чин и научил их
(учеников) и утрене, и часам, и обедне, и вечерне, и повечерию, и тайной
молитве". И вслед за этим в житии приводится пересказ библейской Книги
пророка Исайи: "... Отверзлись уши глухих, чтобы услышали слова книжные, и ясна стала речь косноязычных».
Но оставалась еще
одна сложная проблема. Во времена жизни и деятельности братьев церковное
богослужение допускалось только на трех древних языках, которые по нашей
традиции уже давно именуются мертвыми, – еврейском, греческом и латинском.
Переводить Священное Писание на живые национальные языки считалось тогда не только
ненужным, но и недопустимым, кощунственным. Константин сумел победить в спорах с
"триязычниками" – он был еще и
замечательным полемистом. В Венеции собрались против него многочисленные
противники, как говорится в его житии, "как черноризцы, как вороны на
сокола", и принялись утверждать свою "триязычную
ересь". Они обвинили Константина в том, что он создал письмена,
которых не сделали раньше ни апостол, ни папа римский, ни Григорийий Богослов, ни Иероним,
ни Августин.