К началу XX века более 100 священников были награждены наперсными крестами на черно-золотой Георгиевской ленте, этой высшей наградой, предназначенной для военных священников. Известны имена и подвиги нескольких священников – кавалеров офицерского ордена Святого Георгия 4-ой степени. Первым кавалером такого ордена стал священник 19-ого егерского полка отец Василий Васильковский, герой Отечественной войны 1812 года. Под Витебском он был ранен осколком ядра, но остался в строю и вышел с поля боя лишь, когда получил ранение в грудь. Вторым Георгиевским кавалером стал священник Иов Каминский. При переправе через Дунай в 1829 году отец Иов сел в лодку вместе с солдатами и при штурме неприятельских батарей первым ступил на вал. В том бою он получил тяжелое ранение. Третьим протоирей Могилевского полка, Иоанн Пятибоков, прославившийся как герой во время кровопролитного штурма турецкой батареи на Дунае в 1854 году. Когда наши войска дрогнули и смешались, отец Иоанн, взяв крест в руки, выступил перед солдатами и сказал: «С нами Бог, ребята, и да расточатся врази Его... Родимые, не посрамим Себя! Сослужим службу во славу Святой Церкви, в честь государя и за утешенье нашей матушки-Руси!». Взойдя на стену укрепления, священник получил две контузии. Пуля отбила левую часть креста, бывшего в руках отца Пятибокова. Штурм окончился полной победой русской армии. Слово священника повело солдат в бой! И ведь ничего особенного вроде бы и нет в этих словах, много раз сказанных и услышанных и до, и после него, но от чего-то сейчас, читая их, ясно видишь и священника, и солдат, и тот бой, и относишь их к самому себе: а ты смог бы так? Велика сила слова пастыря!

В 1904 году в числе героев священников стал известен батюшка Восточно-Сибирского полка отец Стефан Щербаковский. 18 апреля 1904 года 8 тысяч русских солдат на реке Ялу противостояли 50 тысячам японцев. Место священника во время боя – в перевязочном пункте. Он ободряет раненых, напутствует умирающих. Находиться или нет под огнем, зависит от его доброй воли. В том страшном бою Стефан шел с крестом в руках впереди 11 Восточно-Сибирского стрелкового полка. При этом он был ранен дважды, но остался жив. В сообщении об его подвиге говорилось: «отец Щербаковский покрыл вечной славой русское духовенство, которое и в мирных селениях руководит народной жизнью, и на поле брани воодушевляет воинов».

Как видим, есть чему поучиться у военных священников старой России. XX век – эпоха никогда не виданных прежде духовных катастроф, революционных смятений, гражданских и мировых воин. Сменяли друг друга тираны, вторгались и отступали вражеские полчища... Русская Православная Церковь, испытавшая страшные гонения, оставалась со своим народом. В годы Великой Отечественной войны Церковь неизменно способствовала укреплению народного духа. 22 июня 1941 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий призвал защищать свое Отечество от фашистов «всем, чем каждый может». При этом митрополит предупредил всех церковнослужителей о том, что попытка сотрудничества с врагом будет квалифицироваться как «прямая измена Родине и пасторскому долгу». Во вновь открытых храмах совершались богослужения, возносились молитвы за скорейшую победу. Даже в партизанских отрядах шли богослужения. За годы войны по церквям было собрано до 300 млн. рублей. На эти средства была построена танковая колонна имени Дмитрия Солунского(40 танков Т-34).

Перед боем воины обращались с молитвами к своим заступникам и покровителям Георгию Победоносцу, Дмитрию Солунскому, Николаю Угоднику, Ивану Воину.

Великими заветными святыми Земли Русской являются иконы Владимирской, Казанской Божьей Матери. Заступницы российские на раз спасали Россию в дни суровых военных испытаний. При приближении фашистов к Москве вокруг столицы был совершен крестный ход с иконой Казанской Божьей Матери. Фашисты в город не вошли. После этого сражения маршал Г. К. Жуков до конца войны возил с собой иконы Казанской Божьей Матери по фронтовым дорогам.

Высокая духовность и дело защиты Отечества всегда должны быть рядом, во все времена. Нынешние пастыри стараются соответствовать своим служением памяти героических предков. В течение месяца атомная подлодка «Томск» совершила переход подо льдами Арктики. Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий был участником этого боевого похода. Именно к нему моряки шли исповедоваться, получить благословение. 8 моряков приняли крещение. Священники несут Слово Божие военнослужащим, проходящим службу в «горячих точках»: в Таджикистане, Чечне.

Жить без Веры нельзя, как нельзя жить без любви к родной земле, без желания служить ей словом, чувством, делом.

Из ничего ничто не рождается. Были люди до нас, теперь есть мы, будут и после нас. Воины русские на поле Куликовом – это воины на поле Бородинском, воин на поле Бородинском – это воин на Шипке, воин на Шипке – это защитник Брестской крепости.

Многое меняется у нас в жизни, в стране, но Родина у нас по-прежнему одна – это Мать-Россия, и во все времена проливалась кровь во имя Святого, Веры и Отечества. Мы не проживали в поход павших на поле Куликовом, не нас разбудили рыдания Ярославны, мы не знаем имен замерших на Шипке... И все-таки мы их знаем, помним, слышим, мы их никогда не забудем. Будем же достойны великих дел наших предков! Будем верить в Россию, любить Россию, служить России!