ПАВЛОВА Настя, 2 класс, МОУ СОШ с. Пушанина, Белинского района, Пензенской области

 

Кто они, люди, создавшие славянскую азбуку?

 

Когда я была маленькой, я и не задумывалась над тем, почему та или иная буква так пишется. Мне казалось, что по-другому и не может быть. О Кирилле и Мефодии я впервые услышала в первом классе, когда мы с нашей учительницей Шебуровой Т. Н. посетили часовню Николая Чудотворца, которая находится в деревне Березенки Белинского района. Служители храма рассказали нам о братьях.

Именно Кирилла и Мефодия считают создателями азбуки для наших предков. Они сумели звуки слов отразить в определённых буквах. Эту азбуку в честь одного из братьев назвали кириллицей.

С распространением письменности на Руси начали записывать проходившие события по годам от лета до лета. Так появились летописи. По ним учёным-историкам стало намного легче изучать далёкое прошлое. Часто летописи писали в монастырях монахи-летописцы. Монахи – люди, которые решили посвятить себя служению Богу. Одним из видов такого служения считалось написание летописи.

 

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённым тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

 

Писать летописи доверяли наиболее грамотным, умудрённым опытом монахам.

Все книги в то время были рукописными. Писали их не на бумаге, а на пергамене особым образом обработанной коже животных. Нам Татьяна Николаевна рассказывала, что писали не привычной для нас ручкой, а гусиным пером. Перья у этой домашней птицы крепче, чем, например, у лебедей или уток. Конец гусиного пера особым образом срезали и затачивали специальным ножом. От способа заточки зависело, красиво напишешь или нет. Перо очищали от жира, воткнув его в горячий песок или золу.

А ещё я знаю, что не только на пергамене писали наши предки. Оказывается, был и более дешёвый материал, который всегда имелся в лесах – это береста. Берёзовую кору аккуратно срезали с деревьев, а потом держали над паром. На такой бересте буквы выдавливали. Писалки – так называли костяную, или металлическую или деревянную палочку, заострённую с одного конца. На другом конце «писала» была лопаточка, ею подчищали, исправляли неверно написанное. На бересте писали письма, записки, ученики выполняли задания учителя. Я видела в музее берестяные грамоты, очень удивилась, я бы не смогла написать на бересте.

Спасибо Кириллу и Мефодию за то, что они создали азбуку. Я учусь во втором классе и могу прочитать много интересных книг, узнать историю нашей Родины.