МОШКАРОВА Екатерина, ученица 10 класса, МОУ СОШ с. Покрово-Берёзовка

 

Сочинение на тему: «Дорога к письменности»

 

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своего нового жилища какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

Это рисуночное письмо. Но рисунок можно неверно прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» – иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – «Повести временных лет». На пергаментные листы этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела, свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесённых летописцем к 988 году. И как самое ударное, завершающее год 988-ой, – открытие в стольном Киеве дворцовой школы «Ученья книжного». Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.

Так наряду с латинской, греческой и арабской школами на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Константином (Кириллом) Философом и его братом Мефодием в 863 году. Первая школа, где велось преподавание церковнославянского (иначе – старославянского) языка, была открыта братьями в столице Моравского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 200 книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени.

Первые школы создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложилось два типа школ: демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощённый 32-буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давалась 44 - 45-буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка. В результате крещения Руси старославянский язык у восточных славян расцвёл «яко крин пречистый» и дал удивительные образцы одухотворённых и целомудренных сочинений, к которым затем обращались многие поколения наших дедов и отцов. Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда надёжной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка. Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы (или инициалы), заставки, иллюстрации, коричневые столбцы текста вызывают мысль рукописной книги как произведении искусства.

24 мая праздник во славу человеческого ума, во славу русской культуры будет всегда у меня в душе. И я буду ощущать себя частичкой всего славянского мира.