Сейчас мы пишем на
бумаге, и книги у нас печатаются на бумаге. А в древности бумаги не было, и
чтобы передать свои мысли другим людям, наши предки использовали пергамент и
бересту. На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из
сажи и чернильных орешков, а гусиное перо перед письмом особым острым ножиком заостряли и расщепляли на
конце. Гусиными перьями люди пользовались не одно столетие. Даже в XIX веке А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов писали свои произведения
гусиными перьями.
Первые книги
старались сделать красивыми. Весь текст писали черными чернилами, а первую
большую букву текста изображали красной краской. Она делалась в два-три раза больше
остальных букв и часто украшалась изображениями цветов или зверей. Такая
заглавная буква называлась буквица. А по ее окраске и сама строка получила название
красная строка.
Страницы книг
украшались красочными рисунками. Заканчивалась каждая глава рисунком в
рамке, как и заставка. Закончив писать книгу, ее страницы складывали вместе,
пришивали кожаным шнурком и затем заключали в переплет.
Древние книги
стояли очень дорого. Так, старинная книга Мстиславово евангелие, которая
ныне хранится в Историческом музее, стоила в те далекие времена дороже
двухэтажного дома. Книга считалась семейным сокровищем и передавалась от
отца к сыну. В случае пожара наши предки выносили из горящего дома детей, иконы
и книги.
Через двести лет
после принятия христианства Русь уже имела богатую и разнообразную письменную
литературу. Это были первые исторические сочинения – летописи. По каждому году велись
записи о событиях в стране, о том, кто и где построил новый город, кто в нем княжил, с
кем воевал, удачно ли. Имелись сведения о солнечных затмениях, наводнениях,
землетрясениях, пожарах, эпидемиях чумы, холеры, о голоде. До нас дошла такая летопись,
написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором, называется она «Повесть
временных лет». Это первая история нашей страны была написана от руки, писал ее
монах Нестор в течение многих лет.
Так же создавались
книги о путешествиях
(«Хождения игумена Даниила в святую землю»), писали жизнеописания святых
(«Жития Бориса и Глеба», «Житие Александра Невского»). Писали и воинские повести
— «Слово о полку Игореве».
Сейчас тысячи и
тысячи рукописных книг хранятся в наших библиотеках и архивах, сотни
берестяных грамот найдены в Новгороде – грамот, принадлежащих ремесленникам,
крестьянам, как простым людям, так и людям высокого социального положения. Все
новые и новые центры книжной культуры обнаруживаются в монастырях Древней
Руси... Все это свидетельствует о высокой письменной культуре наших предков. Именно их грамотность
позволяет сегодня нам понять высокую культуру слова в русском фольклоре,
высокие эстетические достоинства народного зодчества, высокие моральные
качества русского человека.
И следует помнить,
что основу
всему заложили первоучители славянские – Кирилл и Мефодий. Их заслуга состоит в
том, что со временем древнейшим литературным славянским языком стал
старославянский, оказав большое воздействие на русский литературный язык. А ведь язык
– главное богатство каждой нации. Язык дороже всех природных недр. Достаточно
вспомнить, что написано в Евангелие от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог», – и становится ясно, насколько высоко ставится
слово. И как бережно надо относиться к слову.
Древнейшие церковные
службы святым Кириллу и Мефодию относятся к ХIII столетию. Это и есть значение их подвига,
которое хорошо понимали еще в древности, причисляя братьев к лику святых.
Русская
Православная церковь установила торжественную память святым в 1863 году, в день
24 мая по новому стилю. В России было создано Кирилло-Мефодиевское общество.
Его деятельность ныне продолжается Международным фондом славянской письменности
и культуры. Ко дню святых братьев в школах пишутся сочинения о русской истории,
культуре. Выступают фольклорные ансамбли, мастера народных промыслов показывают свои
изделия, открываются выставки народного костюма, художники представляют свои работы.
Словом, все оживляется под воздействием Слова, о котором и идет речь.
Причем святые Кирилл
и Мефодий – не просто святые, а равноапостольные. Вот как высоко
оценила их подвиг Православная церковь.
Прислушаемся к
мерной поступи славянской речи, попробуем понять церковнославянский текст, говорящий о
значении солунских братьев: «Ими бо начася на среднем нам языце словенском
Литургия Божественная и все церковное служение совершатся, и тем неисчерпаемый
кладезь воды текущия в жизнь вечную».