КОРОСТЕЛЕВА Анастасия, ученица 11 класса Калининской школы, Каменский район
Навечно
– в памяти славянской
С точки зрения
отдельной человеческой жизни, времена равноапостольных Кирилла и Мефодия кажутся неимоверной
исторической далью. С тех пор напластовалась
такая толща лет, событий, дат, имён, что деяния святых просветителей могли бы затеряться в памяти людской. Но
этого не произошло, потому что свершённое ими настолько важно для нас, что
не может, как говорили в старину «покрыться травой забвения».
Наши представления о
той эпохе до сих пор противоречивы. Одни исследователи говорят, что славянская
цивилизация по своему «возрасту» и по степени совершенства не уступала античной,
а в чем-то и превосходила её. Степенью гуманности, например. А что касается
письменности, то она была у
наших предков задолго до кириллицы.
Другие утверждают,
что тогда мы еще только «вышли из пелёнок». Были молодыми, энергичными, волевыми,
но – по молодости лет – вроде бы как «с ветром в голове». Только силушка, да удаль необузданная,
варварская, а с культурой-то было туговато.
Да и откуда ей взяться в бесписьменную эпоху...
Теперь не так уж и важно, была у нас своя
письменность или не была. Получилось так, что в христианскую эпоху мы стали
писать на кириллице.
Трудно было братьям.
Им придавало силы осознание, что они осуществляют богоугодное дело. Думаю, что прежде чем создать
азбуку, они хорошо изучили народ славянский.
Они не изображали миссионеров, явившихся
просветить диковатых туземцев. Они видели, чувствовали сердцем, что
имеют дело с народом удивительным, творческим, одаренным, склонным и к подвигам и к созерцанию, умеющим
побеждать тяжесть жизни юмором, душевной широтой, терпением.
Вполне возможно,
что наша дохристианская письменность не уступала античным образцам. Но она не была
боговдохновенной. Вот поэтому, наверное, русичи приняли кириллицу. Она
была им впору по всем своим качествам: боговдохновенная, эстетически
выразительная, абсолютно точно выражающая
строй и богатство нашей речи, все её смысловые и звуковые оттенки.
И все это не могло
произойти по воле случая. В этом–- промысел Божий. С принятием
азбуки пошла массовая и основательная христианизация страны. Библия,
главная наша книга, стала писаться, теперь уже можно сказать, по-русски. Она несла свет
православной веры и в хоромы князя и в курную
избу мужика. Русь, Россия становится богоизбранной,
богоспасаемой страной. Её берет под свой пречистый покров сама
Богородица.
И сейчас, когда мир
превращается в «Содом и Гоморру» и вот-вот может наступить Апокалипсис, Россия остается, несмотря на
все её беды и проблемы, «последним удерживающим». И значит, конец света не
наступит, пока в мире есть «удерживающая»
страна. Быть «удерживающей» – это, своего рода, крест. Но такова наша
историческая судьба. И начинается она с легендарных времен князя Владимира и с
тех лет, когда на Руси исполнили свою миссию солунские братья Кирилл и Мефодий.
Впоследствии
на основе кириллицы была создана самая «великая, правдивая и могучая» русская литература, которая во все
времена (даже в атеистические) была по своей
сути глубоко христианской, православной. Литература эта
отстаивала и утверждала самую главную христианскую добродетель – Любовь. А если что-то и
отрицала, то опять же во имя Любви. Любви к правде и красоте жизни, к
сотворчеству, здесь на земле, с небесным Творцом.
Все литературные гении чувствовали, что
«со Словом надо обращаться честно», ведь оно
– от Бога. И боговдохновенная кириллица всей своей сутью напоминала об
этом.
Если такое отношение к слову будет у
каждого из нас, говорящих и пишущих на языке
русском, то наша жизнь полнее будет соответствовать Божьим заповедям.
Как вечно будет пребывать в мире русское
слово, так же вечна будет память о наших первоучителях, о святых, равноапостольных Кирилле и Мефодий