Урок 35
Обязанности
христианина перед причащением Святых Таин
Братья и сестры! С вами - Александр Послушник. Ранее, в
уроке 13. «Таинства Причащения» мы рассматривали основные его аспекты, но
сегодня необходимо вспомнить, что последнее есть одно из семи священнодействий
в Православии, которое при правильном совершении меняет духовную природу человека. Таинство сие есть видимый знак обретения невидимой благодати.
БЛАГОДАТЬ - дары Божии созданиям.
Эти дары осмысленно принимаются только христианами. Благодать позволяет
человеку преодолеть первородный грех и ведет человека к спасению. Христианство отвергает возможность спасения без
Благодати. Учение о последней изложено в благочестивых творениях Святых Отцев.
БЛАГОЧЕСТИЕ - религиозно-нравственное понятие: доброе,
хорошее поведение, соединенное с благоговением.
БЛАГОГОВЕНИЕ (от ц.-слав.
говети - почитать) - чувство, испытываемое
христианином перед Богом и святыней. Благоговение - то же, что страх Божий.
Что необходимо для
того, чтобы достойно принять Святые Тайны?
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благослови!
1.Верить, что это Таинство установлено и передано нам Самим Иисусом Христом перед страданием Его; веровать, что
тот хлеб, который мы вкушаем, есть самое пречистое тело Иисуса Христа;
веровать, что то вино, которое пием из чаши, есть
самая святейшая кровь Иисуса Христа, претворенная и освященная Духом Святым.
2.Перед принятием Святых Таин следует войти в себя,
осмотреть свою душу: нет ли в ней грехов и, если есть, то очистить себя
исповедью и получить разрешение в грехах своих от имени Церкви.
3.Самое главное: не иметь никакой вражды, никакой злобы, но
со всеми примириться и всех простить. Вражда и злоба есть такое препятствие к
принятию Святых Таин, что никакие молитвы, никакой пост, словом, никакие
приготовления не могут уничтожить это препятствие.
4.Наконец, приступая к самому принятию Святых Таин, надо
иметь благоговение, страх и трепет точно так, как бы ты приступал лично к Самому Иисусу Христу, грозному Судии твоему; точно так, как
бы ты стоял уже на Страшном суде с повинной головой, в ожидании себе приговора
нелицемерного Судии живых и мертвых; но вместе с тем, всею душею,
всем сердцем предай себя в волю Иисуса Христа, проси
Его милосердия и говори Ему внутренно: «Помяни меня,
Господи, во Царствии Твоем».
5.Говорят некоторые, что мы не можем приобщиться Святых Таин потому, что не держали поста. Конечно, Церковь наша
повелевает нам поститься и говеть, потому что и Сам
Спаситель постился сорок дней и сорок ночей. Но что есть истинный пост? Многие
думают, что пост состоит только в том, чтобы не есть мяса, масла, рыбы.
Действительно, скоромная пища воспрещается в пост. Но для чего установлен пост?
Для того, чтобы облегчать и усмирять тело, обуздывать
пожелания и страсти - вот цель поста! Итак, если ты и поступаешь по правилам
Церкви и разбираешь, когда есть мясо, когда рыбу и проч., но в то же время не
постишься душею, не воздерживаешь себя от грехов, не
удерживаешь язык свой от зла, - то все пощение твое
совершенно напрасно.
Итак, когда мы говеем, то следует употреблять пищи столько,
чтобы только поддерживать свои силы, всячески избегая пресыщения и всякой
неумеренности, а кто имеет какую либо дурную привычку или порок, например,
сквернословить, осуждать или упиваться и проч., и на время поста оставит их -
тот истинно выдержит пост.
Соблюдая такие правила, без сомнения приступай к Святым
Тайнам.
Итак, кроме вражды и злобы ничто не возбраняет нам принять
Святые Таины.