Урок 25
П О В Е Д Е Н И Е В Х Р
А М Е
Братья и
сестры! С вами - Александр Послушник.
Устав Православной Церкви предписывает определенные правила
внешнего выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением
и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение
крестного знамения, различные поклоны, лобызания святыни.
При молитве индивидуальной, совершаемой наедине, каждый
христианин, побуждаемый к тому личным религиозным чувством
и состоянием души в данный момент, свободен употреблять тот или иной внешний
знак. Но поведение молящегося за общественным богослужением строго определяется
Церковным уставом и церковным обычаем, который служит и законом совершения
службы и внешнего поведения в храме, и правилом воспитания внутренней духовной
дисциплины православного христианина. Вот наиболее важные из его предписаний на
этот счет.
Во
Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благослови!
Православный христианин должен входить в храм тихо и
благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного; шум,
разговор, и, тем более, смех, при входе в церковь оскорбляют святость дома
Божия и величие обитающего в нем Бога: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому
Твоему, в страсе Твоем» (Пс.5:8). А о внешнем виде
прихожан мы говорили в предыдущем уроке.
Войдя в храм, нужно остановиться,
положить три поклона (обычно - поясные) с молитвой «Боже, очисти мя, грешного»
и поклониться направо и налево людям, вошедшим в церковь прежде тебя.
Став на место, полагается с благоговением и страхом Божиим помолиться словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя!», «Создавый
мя, Господи, помилуй мя!», «Без числа согреших,
Господи, прости мя!», «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!», «Достойно
есть, яко воистину, блажити Тя,
Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную
и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим,
без истления Бога Слова родшую,
сущую Богородицу Тя величаем!», «Слава Отцу и Сыну и
Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
«Господи, помилуй!» (Трижды), «Благослови». «Молитвами святых отец наших,
Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас» и другие, если позволяет
время до начала богослужения.
Те же молитвы можно произносить и при выходе из храма.
Служба церковная совершается со многими великими и малыми
поклонами. Святая Церковь требует совершения поклонов с внутренним
благоговением и внешним благообразием. Перед совершением поклонов нужно осенить
себя крестным знамением и потом делать поклон. Крестное знамение необходимо
изображать правильно, с благоговением и неспеша.
Церковный устав строго требует от нас, чтобы в храме Божием
мы все делали не только истово и чинно, но своевременно и неторопливо, то есть
там, где указано. Вообще поклоны следует совершать по окончании каждого
краткого прошения; например, «Господи, помилуй», или
молитвословия, а не во время его исполнения.
Перед началом всякого богослужения нужно полагать по три
поясных поклона. Затем при всех службах, на всяком «Приидите, поклонимся...», на «Святый
Боже», на «Слава Тебе, показавшему нам свет», на троекратном «Алилуия» и на «Буди имя Господне» полагаются
поясные поклоны с крестным знамением.